Легко ли быть детским фотографом?
Когда люди слышат словосочетание «детский фотограф», они обычно сразу задают вопрос: «Трудно или легко фотографировать детей?» А простого ответа на этот вопрос не существует.

С одной стороны, да, легко, ведь дети – самые лучшие модели: они очаровательные,трогательные и забавные, у них потрясающая мимика, они хороши в любом настроении, в любом своем движении и позе, у них ясные большие глаза и красивая кожа. Современная техника, с ее сумасшедшими значениями ISO и выдержек позволяет успешно снимать и самых крошечных, и самых непоседливых детей, чему, наверное, позавидовали бы пионеры фотографии (раньше выдержки были столь длинными, что моделям даже закрепляли головы в специальных фиксаторах). Удачная фотография, на которой изображен ребенок, вызовет практически всегда положительную реакцию со стороны публики, и даже критики к ней, скорее всего, будут благосклонны.

С другой стороны, сам по себе жанр семейной и детской фотографии не прост. Маленькие модели быстро устают от съемок (иногда это выражается не в том, что ребенок стал вялым или капризным, а, наоборот, в излишней активности, когда продолжение фотосессии становится невозможной). Даже достаточно взрослые дети не умеют по-настоящему настроится на съемку, совладать со своими эмоциями, а так как день встречи с фотографом назначается обычно заранее, всегда есть вероятность попасть не на то настроение.

Кроме того, решение пойти к фотографу принимают родители, они далеко не всегда учитывают то, что ребенок, каким бы красивым и фотогеничным он ни был, может просто не любить фотографироваться, и тут уже трудно что-либо изменить.

А еще: есть разница между семейным и детским портретом и просто фотоизображением ребенка и семьи. К сожалению, долгие годы в нашей стране практически отсутствовали профессиональные семейные фотографы. Сфера услуг в лице фотоателье предлагала «щелкнуться на память» в застывшей позе с отсутствующим выражением лица, а ребенку вручала в руки неизменный телефон или куклу. Выразительности в таких снимках было столько же, сколько в пресловутых фотографиях на паспорт. Настоящие, живые фотографии делались собственными силами, печатались в ванных и, были зачастую далеко не безупречны технически. Совместить эмоции и техническое качество удавалось крайне редко.

Конечно, из всего вышесказанного существовали и существуют исключения: и некоторые дети являются прирожденными моделями, способными уже в 5 лет выполнить любую поставленную фотографом задачу, и при этом получая от съемки сплошное удовольствие; и всегда были великолепные мастера, создававшие прекрасные семейные портреты. Достаточно посмотреть работы В.Плотникова в этом жанре.

Сейчас, казалось бы, семейных и детских фотографов стало великое множество, выбирай и радуйся. Да, только есть одно «но». Возрождение жанра семейной фотографии совпало с «цифровым бумом». Цифровая техника, разумеется, упростила процесс фотографирования до такой степени, что многие посчитали вообще лишним для себя учиться чему-либо и, сделав, десяток снимков, объявили себя профессионалами. Очень хочется верить, что возможность выбора и сравнения расставит постепенно все по своим местам.

Еще один сложный вопрос, с которым сталкивается каждый фотограф при съемке детей: что можно и чего нельзя делать, работая с юными моделями. Вопрос сложный, неоднозначный, ведь дети появляются не только на студийных фотографиях в красивых нарядах или в домашнем интерьере в окружении любящей семьи.

20 век, подарил миру документалистику, репортажную фотографию, имеющую зачастую социальный и политический подтекст. И фотографы сразу же поняли, что иногда самым верным способом «достучаться» до зрителя – сфотографировать ребенка в предлагаемых условиях. Глаза детей, прячущих от бомбежки, производят впечатления не меньше, чем руины города. Фотографии африканских детей красноречивей , чем любая статистка. Нет ничего плохого, когда мир узнаёт, таким образом правду и пытается помочь. Ужасно другое: некоторые фотографы «делают себе имя», снимая, например, исключительно социально неблагополучных детей и подростков, не преследуя никаких гуманитарных целей , а, напротив, эстетизируя изображаемое, создавая резонанс и, именно благодаря этому, становясь известными.

Безусловно, каждый фотограф, перед объективом которого оказывается ребенок, должен сознавать свою огромную ответственность, и это не громкие слова. Причем чем талантливее и профессиональней фотограф, тем выше степень ответственности. Каждый фотограф должен выработать определенные принципы при съемке ребенка.

Вот вкратце мои:

1. Сначала общение, потом съемка.

Нужно не смотреть на ребенка, а всматриваться. Нужно попытаться наладить контакт с ребенком. Это вовсе не значит приставать к нему с предложениями поиграть во что-то, сюсюкать и задавать бесконечные вопросы. Дети – личности, такие же как мы. Некоторые из них коммуникабельны, будут болтать на съемке без умолку, а некоторые – наоборот, молчаливы и не общительны, их навязчивое предложение пообщаться только настораживает , а иногда и пугает, отталкивает. Бывают дети, с которыми можно и нужно общаться только через родителей. Главное – понять эти особенности и начинать съемку лишь потом.

2. Родители должны участвовать в съемке.

Всегда. Не обязательно в кадре. Но они должны видеть и слышать все, что происходит во время фотосессии, именно они должны помочь скорректировать поведение ребенка перед камерой: попытаться «расшевелить» тихонь и угомонить непосед.

3. Нельзя давить. Никакого насилия на съемке.

Главное – максимально комфортная обстановка. Ни один, даже самый красивый кадр не стоит детских нервов и слез. У одного из фотографов прочитала, что излишне подвижных детей он ставит на неустойчивую поверхность, чтобы они стояли спокойно. Такие средства точно не из моего арсенала.

4. Никаких «спорных» снимков с изображением детей.

5. Нельзя настраиваться на успех.

И ребенок не виноват в том, что у фотографа не получилось все сделать так, как задумывалось. Просто настроение было не то, а может быть, его отвлекли от чего-то важного, а может что-то еще. Обычно это понятно с первых минут. Если есть такая возможность – можно перенести съемку на другой день. Если нет – попытаться сделать все, что возможно, не прибегая, опять же, к давлению. Все съемки не могут быть удачными. И неправильно испытывать по этому поводу разочарование. Наоборот: спасибо за общение, ребенок!

Другие мои статьи Вы можете почитать в соответствующем разделе сайта www.svetanikitina.ru